Консультации

Консультация логопеда

Логопедия – наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед – специалист по обшей диагностике речи ребенка, устранению фонетико-фонематических дефектов, работе при общем недоразвитии речи, задержке речевого развития.

Направления работы логопеда:

  • помощь неговорящим детям (если ребёнок в 2 года не говорит, говорит на своём языке, использует жесты вместо речи, лепетные слова или звуки)
  • помощь детям 3-х, 4-х, 5-ти лет с неразборчивой, плохо понятной окружающим речью
  • коррекция звукопроизношения
  • помощь заикающимся детям
  • расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи (накопление словаря, построение фраз, употребление предлогов, окончаний слов и др.)
  • обучение грамоте, чтению, письму, составлению рассказа, пересказа
  • проблемы с письмом и чтением у школьников (пропуски, перестановка букв, нелепые ошибки: не дописывает окончания, забывает ставить точки, не применяет выученные правила написания и т.д.)

    Компьютерная технология коррекции недоразвития речи "Игры для Тигр"

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

  • Грамматические нормы языка не усвоены, неправильно согласуются слова, ребенок не владеет связной речью.
  • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, как будто «каша во рту».
  • Дизорфография – проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.
  • Дисграфия – частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).
  • Дислалия – у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.
  • Дислексия – нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) – уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
  • Заикание – остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи. Традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.
  • Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.).
  • Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)) стороны языка.
  • Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.
  • Трудности в обучении чтению и формировании письмаспецифические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает глупые ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
  • Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.
  • Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.

Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений — главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Если ребенок в 3 года:
    не разговаривает
    имеет ограниченный словарный запас (не знает названий частей тела, фруктов, овощей, мебели, не называет свое имя, пол, возраст, не понимает значение простых предлогов: не выполняет задания типа «положи кубик под коробку», «положи кубик в чашку», не понимает короткие сказки и рассказы)
    не говорит предложениями
    не умеет произносить звуки м, п, б, н, в
  • Если в 5 лет:
    не разговаривает
    имеет ограниченный словарный запас (не знает названий многих слов, обобщающих понятий (фрукты, мебель, одежда, игрушки), не умеет считать до 10)
    путает предлоги (на стулов, под чашка, в полка)
    не говорит предложениями
    не составляет рассказ (самостоятельно, по картинке)
    не рассказывает сказки
    путает окончания
    переставляет слоги, звуки
    неправильно произносит звуки
    пропускает звуки
    заменяет звуки
  • Если в 7 лет:
    переставляет слоги, звуки
    неправильно произносит звуки или пропускает их
    путает окончания и предлоги
    не составляет рассказ и не умеет пересказывать
    на письме путает буквы к-г, п-б, д-т, ж-ш 

В нашем центре работает опытный логопед с многолетним стажем успешной коррекционной практики:

Черникова Галина Валерьевна.